Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ № 4 «Музей Тизенгауза»

Дата: 23 октября 2023 в 11:02, Обновлено 23 октября 2023 в 15:43

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ № 4

«МУЗЕЙ ТИЗЕНГАУЗА»

Дворец Тизенга́уза — историческое здание второй половины XVIII – первой половины XIX века в Поставах, памятник архитектуры (номер 212Г000577). Расположен по адресу: Витебская область, г. Поставы, Советская улица, дом 73.

                              

История

Дворец начал строиться по проекту итальянского архитектора Джузеппе ди Сакко для Антония Тизенгауза, основавшего в 1760-х гг. резиденцию в Поставах. Согласно инвентаризации, проведённой в 1788 г., были возведены боковые флигели и заложен фундамент центральной части дворца. Строительство завершено в первой половине XIX века. После Великой Отечественной войны в здании размещён один из корпусов районной больницы, находящийся там и поныне. В 2006 году перед дворцом поставлен памятник орнитологу Константину Тизенгаузу. С 2014 года в подвальных помещениях дворца находится музей.

                            

Архитектура

Дворец построен в стиле классицизма. Одноэтажное здание имеет в плане П-образную форму. Центральная часть северного фасада оформлена шестиколонным тосканским портиком. Восточный фасад имеет глубокие боковые ризалиты и центральный ризалит, завершающиеся треугольными фронтонами с дорическим антаблементом. Среди фасадного декора применены лопатки, руст, фриз. Прямоугольные оконные проёмы украшают сандрики и лепные гирлянды. Планировка здания анфиладная, входы с северной и восточной сторон. При дворце был разбит парк площадью около 10 га. Он сохранился лишь фрагментарно. Сохранилась аллея, которая вела от усадьбы к мосту через реку Мядельку. От комплекса усадьбы уцелел служебный корпус, расположенный на одной оси с усадебным зданием.

Анто́ний Тизенга́уз (Антоний Тизенгаузен) (годы жизни 1733-1785) – политический и общественный деятель Великого княжества Литовского, один из талантливейших финансистов своего времени.

                           

Родился А. Тизенгауз в семье шмельтинского старосты Бенедикта Тизенгауза, однако биографы затрудняются назвать точное место его рождения; предположительно это может быть Новоельня, Каменка, Вильно или же… Поставы. В семье кроме него было ещё пятеро сестёр (две из них были законницами монастыря бенедиктинок Св. Екатерины в Вильно, а три другие состояли в замужестве) и два брата.

С 1764 года конюший литовский. С 1765 года литовский надворный подскарбий (министр финансов). Гродненский староста при Станиславе Понятовском. Видный гродненский меценат.

Подскарбий был фактически арендатором королевских земель и должен был кроме выплаты аренды содержать земли в надлежащем виде и способствовать их процветанию.

Берясь за дело, как вспоминали современники, Тизенгауз поставил перед собой цель: поднять благосостояние своего края. И он не жалел для этого ни себя, ни тех, кто был в его подчинении. По свидетельству его приближенных, спал подскарбий не больше трёх часов в сутки. К числу его заслуг можно отнести следующие преобразования в королевских экономиях: открыл школу землемеров; осушал болота, строил прочные мосты и удобные заезжие дома; занимался строительством дорог. Согласно его приказу, без утверждённого плана нельзя было приступать к строительству не только жилых построек, но и любые хозяйственные помещения должны быть построены в соответствии с планами специально приглашённого архитектора. Но, прежде всего, А. Тизенгауз попытался перестроить своё родовое имение Поставы и превратить его в один из центров культурно-промышленного преобразования белорусского края.              

           

Кроме застройки площади, во время пребывания в местечке подскарбий начал строительство дворца.

В 1770-1780 годах Антоний Тизенгауз основал в городе Поставы и его окрестностях ряд мануфактур: суконную, полотняную, оружейную, чулочную, каретную и т. д.

Им же был открыт первый в городе театр.

Константин Тизенга́уз (Константин Тизенгаузен) (годы жизни 1786-1853) – внучатый племянник Антония Тизенгауза , орнитолог.

                                

В Поставах Константин завершил строительство дворца Тизенгаузов, которое начал Антоний Тизенгауз. Часть помещений Константин отвел для экспонирования произведений искусства и занятий науками. Во дворце были оборудованы кабинеты минералогии, зоологии и этнографии края,

Константин Тизенгауз серьезно занимался орнитологией, собирал чучела птиц со всего мира. Он открыл места гнездования некоторых птиц на территории Беларуси и предложил их классификацию, которая используется учеными до сих пор.

                                  

На основе собранных данных и их систематизации он написал несколько научных работ. Самые известные из них: «Общая орнитология, или описание птиц всех частей света» (издана в 1843-1846 годах) и «Основы орнитологии, науки о птицах» (издана в 1841 году). Также после его смерти была издана книга Владислава Тачановского «Зоология польских птиц», иллюстрации к которой сделал Константин Тизенгауз.

Хозяин Поставского дворца мог похвастаться и солидной библиотекой, в которой хранились не только издания по орнитологии, но и различные ценные и редкие книги, в основном на польском языке. Также в библиотеке размещался семейный архив Тизенгаузов (самые старые документы датировали XIII веком) и дорогие гравюры.

Во дворце он создал орнитологический музей, который считался крупнейшим  в Восточной Европе.

В его экспозиции были представлены более трех тысяч чучел птиц практически со всех континентов и огромное количестве птичьих яиц. Экспонаты для своего музея орнитолог привозил из Варшавы, Вены, Милана, Парижа, Венеции, Берлина других городов и стран. Среди птичьих яиц, которые хранились в специальных стеклянных шкатулках, были даже яйца павлина и белого журавля.

                               

Увлекшись живописью еще в студенческие годы, Константин Тизенгауз сохранил любовь к ней на всю жизнь. Стены Поставского дворца, по свидетельствам современников, украшали картины Рубенса, да Винчи, Дюрера и других известных художников. Всего в его коллекции было порядка 600 художественных работ. Орнитолог и сам неплохо рисовал и иллюстрировал свои книги.

                           

Кроме этого возле дворца был разбит живописный парк и многочисленные парадные аллеи, оборудованы пруды и открыт зверинец.                                                     

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.