Профилактическая акция «Будь в безопасности!»
В период времени с 19 по 28 июля 2022 г. проводится республиканская профилактическая акция «Будь в безопасности!» по предупреждению ДТП с участием велосипедистов и пешеходов, передвигающихся на средствах персональной мобильности.
18 апреля 2022 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», согласно которому с 27 октября 2022 г. вступят в силу изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», утвердивший Правила дорожного движения.
В целом внесенные изменения в Правила дорожного движения (далее – ПДД) направлены на:
упорядочение использования в дорожном движении транспортных средств и приспособлений, имеющих в качестве двигателя электрическую силовую установку;
создание условий для более активного использования в дорожном движении велосипедов;
исключение конфликтных ситуаций, возникающих на основе различного толкования положений ПДД участниками дорожного движения, а также сотрудниками ГАИ;
расширение перечня дорожных знаков и разметки, применение которых сделает более информативными дороги и улицы населенных пунктов.
Далее приведены основные изменения в ПДД.
Так, дано определение понятию средство персональной мобильности – это устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного использования пешеходами.
Таким образом, участники дорожного движения, передвигающиеся с использованием средств персональной мобильности, приравниваются к пешеходам.
Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему и рулевое управление (при их наличии).
При движении в темное время суток на средстве персональной мобильности пешеход должен обозначить себя световозвращающими элементами, а на средстве персональной мобильности должна быть установлена и включена фара. Использование шлема таким пешеходом носит рекомендательный характер.
Передвигаться на средстве персональной мобильности будет запрещено:
со скоростью свыше 25 км/ч;
в состоянии опьянения;
перевозя пассажиров, если для него нет места для сидения;
не держась за руль;
в возрасте до 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон).
При использовании средств персональной мобильности движение будет разрешено по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов.
Также расширено понятие «преимущество», согласно которому преимущество пешеходу будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом составило не менее двух полос движения.
Изменения в ПДД также затронули правила перевозки пассажиров. Так, пассажиров в состоянии опьянения будет запрещено перевозить на мопедах и мотоциклах (кроме бокового прицепа к мотоциклу).
С 27 октября 2022 г. будет запрещено во время движения водителю транспортного средства пользоваться мобильным телефоном (разговаривать, писать, пользоваться приложениями и др.), иными не предусмотренными конструкцией транспортного средства устройствами, если для этого необходимо держать их в руке либо воздействовать на них рукой. В настоящий момент запрещено только разговаривать по телефону с использованием рук.
При въезде на перекресток с круговым движением (кольцо) подавать сигнал световыми указателями поворота не надо.
Изменения также затронут скорость движения транспортных средств. Так, легковым и грузовым автомобилям с массой не более
3,5 тонны, мотоциклам на автомагистралях и дорогах для автомобилей максимально разрешенная скорость будет 120 км/ч, на остальных
дорогах – не более 90 км/ч.
Автобусам на автомагистралях и дорогах для автомобилей – не более 100 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч.
В изменениях в ПДД предусмотрено, что водитель транспортного средства обязан уступить дорогу велосипедисту на пешеходном и (или) велосипедном переезде (на данный момент велосипедист должен уступить дорогу водителю). При этом, велосипедист вправе не спешиваться, если его движение не создаст препятствий для движения пешеходов.
Велосипедист может ехать по проезжей части:
в зоне с ограничением максимальной скорости движения (не далее
1 метра от ее правого края в один ряд);
в ходе учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем прикрытия.
Вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами
(за исключением движения по велосипедной дорожке).
Административная ответственность за нарушение уязвимыми участниками дорожного движения установленных Правил дорожного движения
За нарушение уязвимыми участниками дорожного движения Правил дорожного движения на
территории Республики Беларусь установлена административная ответственность и квалифицируется по статье 18.20 КоАП РБ, состоящая из четырех частей:
ч.1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, –
влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
ч.2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
ч.3. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее создание аварийной
обстановки, –
влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
ч.4. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, а равно оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.